![]() |
![]() |
tel: (861) 271-18-95 |
|
Асаны и пранаямы хатха-йоги"Физиология едва ли способна взять на себя исчерпывающее объяснение йоги. Ведь йога представляет собой большое направление с глубокой историей , опирающееся не только на практику воздействия на на соматические и психические функции, но и на социально- психолгические и философские аспекты."
"Асана в йоге – поза, принимаемая для выполнения упражнения, или сама им являющаяся… Главная цель занятий асанами в хатха-йоге – прочистка пранических (энергетических) потоков в теле, выпрямление и развитие максимальной гибкости позвоночника… Попутно достигается общая гибкость тела, идеальная осанка, улучшение кровообращения, дыхания, пищеварения и пр. Многие асаны являются эффективными упражнениями лечебной физкультуры… Методы освоения асан хатха-йоги были до начала 20-го века секретом странствующих и уединённых йогов и передавались традиционным способом, теперь же они широко известны в мире. Занятие асанами как физическая культура часто отрывается от духовных целей, которым они служат в традиции, и используются вполне эффективно для обретения здоровья и работоспособности." (№11, стр. 63-64) Говоря о практике асан, следует оговориться, что в этой практике используется три составляющих элемента: непосредственно асана (положение тела), бандха (санскр. "замок" – изолированное сокращение группы мышц) и мудра (санскр."печать" – в значении "запечатывать", закрывать естественные отверстия тела). Эти три практики неразделимы и зачастую выполняются одновременно. Современные исследователи, рассматривая практику применения асан, подтвердили их значительный физиологический эффект и влияние на кровообращение, дыхание и общий энергетический обмен организма. Существует несколько теорий, объясняющих механизмы действия асан. Каждая из них по-своему права, но ни одна не в состоянии окончательно и достоверно объяснить практику асан целиком. С точки зрения профессора Смирнова "Цель физкультурных асан – укрепить тело, сделать его более выносливым, упрочить те или иные токи действия, которые по-санскритски называются пранами. С точки зрения современной физиологии под развитием пран можно понимать закрепление желаталькых кортико-висцеральных рефлексов и торможение нежелательных. Цель медитационных асан – создать устойчивое положение тела, не мешающее самоуглублению, обеспечивающее правильное кровоснабжение внутренних органов и правильное дыхание… С точки зрения европейской физиологии нужно поддерживать статическое напряжение мышц, чтобы создать ровное, бесперебойное течение нервного импульса, направляемого в данную мышцу или группу мышц." (№16, стр. 393). Эта теория получила название теории кортико-висцеральных рефлексов.
Также большое значение имеет теория кожновисцеральных рефлексов, Согласно ей, "на уровне сегментов спинного мозга висцеральные и кожные афферентные пути конвергентно переключены в заднем роге, что ведёт к общим сенсорным эффектам в рамках зон Захарьина-Геда, которые известны как висцеромоторные рефлексы." (№23, стр. 49) Эти рефлексы являются основой массажа рефлексогенных зон, который может производиться и посредством асан хатха-йоги. Воздействие на те или иные зоны кожи приводит к увеличению потока афферентной информации, воспринимаемой организмом как сигнал от органа, в ответ на который организм производит регуляцию этого органа. Эта теория предполагает, что древние йоги знали большое количество кожно-висцеральных зон, некоторые из которых до сих пор неизвестны медицине. Косвенно это подтверждается существованием в индийской медицине Аюрведа понятия "мамра" – биологически активных точек на теле, которых насчитывается 107. На основе асан хатха-йоги в двадцатом веке как самостоятельное направление развилась школа йогатерапии. Основоположниками этого направления являются Шивананда, Кувалаянанда, Шри Йогендра и др. Деятельность йоготерапии направлена на излечение заболеваний набором асан, различных при различных заболеваниях. Несмотря на отсутствие серьёзной теоретической базы, с помощью йоготерапии успешно лечится более ста различных заболеваний. Пранаяма (санскр. "обуздание праны") – дыхательные упражнения, использующиеся в практике хатха-йоги. "В традиционном понимании указанные дыхательные упражнения служат для управления получением и распределением праны в организме, что с одной стороны, должно дать гармонию тела и духа, а с другой – подготовить или непосредственно подвести к духовным медитативным практикам." (№23, стр. 55) Существует теория Вигха, который видит в понятии праны фиксируемые при дыхании ощущения от внутренних органов, то есть развитие так называемого "вегетативного сознания". Дыхание связано со всеми жизненно важными вегетативными процессами и возможность посредством дыхания влиять на потоки информации (как афферентные так и эфферентные) служит одним из важных аргументов этой теории. Впрочем, если эта теория верна, то только отчасти, так как понятие праны в индийской философии встречается не только в связи с дыханием. Интересна теория профессора Смирнова, который предполагает, что прана – это так называемые токи действия, то есть прохождение электрических импульсов в нейронных цепях и сопровождающие их электромагнитные волны. "Современная физиология совершенно объективно установила существование электромагнитных волн, вырабатываемых различными органами: известно, что большой мозг, неся электромагнитные волны, создаёт так называемый "берговский ритм"; сердце также вырабатывает свои волны и создаёт своё электромагнитное поле, по изменениям которого теперь с большой точностью судят о заболеваниях сердца; одно сосредоточение на известном нервно-мышечном аппарате создаёт токи действия, пользуясь которыми, можно управлять движениями." (№16, стр.391) Данная теория тесно смыкается с теорией чакр (санскр."колёс"). Современные исследования предполагают тождественность чакр нервным узлам (плексусам), расположенным в пограничном стволе вегетативной нервной системы. На мой взгляд, правильнее было бы соотносить понятие плексусов и грандх (санскр."узел"). Сами же чакры корректней было бы соотнести с электромагнитным излучением органов, иннервируемых соответствующим плексусом. Таковых насчитывается семь. Перечислим их: Регуляция дыхания даёт большой выбор возможностей воздействия на физиологические функции организма. Изменяя ритм дыхания, можно увеличивать или уменьшать количество углекислоты в крови, что, в свою очередь, будет увеличивать или уменьшать электрические процессы в коре головного мозга. Данный механизм связан со свойством углекислоты возбуждать ретикулярную формацию ствола головного мозга, которая усиливает процессы возбуждения на кортикальном уровне. |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
Продвижение сайта ©Оптима copyright © 2005-2023 Клуб «Индокитай» |
![]() |